Наращивание ногтей в Энергодаре
Каталог статей
Меню сайта


Форма входа


Категории раздела
Наращивание искусственных ногтей [18]
Роспись ногтей [14]
Дизайн ногтей [16]
Мастер-классы [23]
Красота [24]
Повышение эффективности работы мастера [24]
Из историй успешных мастеров - учись у лучших


Поиск


Друзья сайта
  • Энергодар - город энергии


  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0






    Яндекс.Метрика


    Приветствую Вас, Гость · RSS 01.05.2024, 01:59
    Главная » Статьи » Салон красоты » Роспись ногтей

    Технология выполнения петриковской росписи
    Петриковская роспись - визитная карточка Украины

    Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

    Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

    Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

    Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.

    Федор Панко, народный художник: "Хлопці ж козаки були, вони привозили гарних молодиць з далеких регіонів. А там звичаї інші були. И молодиця не мала поняття, як на стіні малювати. А мати стара - хата осталась не розмальованою. Ну, сусіди глянули - всі одвернулись, ніхто не вітається. А колись не привітатися було велике горе. Тому кожна мама, щоб до її дочок віталися, вчила всіх жіночих робіт".

    Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней - желание творить красоту.

    Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

    Характерные особенности петриковской росписи

    Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки").

    Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.

    Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти.

    Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

    Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками.

    Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон","букет", отдельную "веточку"и "фриз" .

    петриковская росписьпетриковская роспись

    Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.

    петриковская роспись

    Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме.

    петриковская роспись петриковская роспись

    Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.

    Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки.
    Инструменты и материалы декоративной петриковской росписи, их подготовка

    Начинающему художнику, который собирается учиться рисовать петриковский орнамент, нужно иметь плотную бумагу (лучше ватман или полуватман), несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, куриное яйцо (лучшее с светлым желтком), небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и мягкие художественные акварельные краски, лучшее в тюбиках (для некоторых упражнений возможно использования гуаши и темперных красок).

    Перед началом работы краски надо увлажнить, чтобы они стали мягкими и легко брались на кисть. Если краски в тюбиках, то нужные цвета наносят на палитру. Тем временем готовят яйцо: старательно отделяют белок и в чашку кладут лишь желток. Прибавляют по одной столовой ложке уксуса и воды. Все доброе перемешивают. Смесь переливают в маленькую стеклянную баночку с крышечкой и подливают ее в чашечку, по мере использования, небольшими порциями. Неиспользованную смесь в закрытой баночке можно сохранять в холодильнике два-три дня.

    Как палитру используют плоскую тарелку, или плотную бумагу или картон. На палитре смешивают краски, создают цвета. Чистой кистью, смоченным в воде, набирают краску с желтком и делают мазок на бумаге.

    Сперва новая сухая кисточка имеет вид квачика (веничка), но постепенно его доводят к надлежащей форме, выбрав лишние волосинки. Увлажненные волосинки кисти имеют длинный острый кончик. Чтобы сохранить правильную форму кистей, после работы их моют с мылом, промывают чистой водой и хранят в вертикальном положении волосинками кверху. Ни разу нельзя оставлять кисточки в воде, так как волосинки надолго остаются согнутыми и становятся непригодными для рисования, а, кроме того, ворсинки после этого быстро ломаются и высыпаются.

    Чтобы постигнуть волшебный мир петриковской росписи, надо начать из азов.

    Прежде всего обратим внимание на то, что петриковские мастера не пользуются карандашом. В них чрезвычайно точный глазомер и удивительная сноровка руки - все мастера рисуют без предварительно начерченного контура и не пользуются ни одним измерительным инструментом. Будущее произведение вынашивается в воображении все до последней черточки, до последней крапинке и лишь тогда ложится мазок за мазком. Но для начинающих советуем все же размечать композицию на листы легкими линиями, обозначая главные элементы. Это поможет в расположении и размещении композиции на бумаге. Со временем, приобрести необходимых привычек, можно будет работать без предшествующих разметок карандашом.

    А чем же рисуют мастера? В своей работе они часто пользуются даже таким "инструментом", как собственный кончик пальца. Макнув палец в краску, мастера касаются бумаги и оставляют на нем кругленькое пятнышко, немного более светлую в центре и будто обведенную более темным контуром кругом. Положив таким способом ряд ягодок, можно изобразить грозди калины, винограда, рябины.

    Чтобы не рисовать пальцами, можно воспользоваться тампончиком, изготовленным из карандаша или палочки нужного диаметра в разрезе. Но для рисования ягод разного размера понадобится много тампончиков. Тогда как при рисовании пальцем отражения разного размера получают, прижимая палец к бумаге с разной силой. Начинающему для овладения технологии петриковской росписи и ее элементов мы рекомендуем несколько упражнений. Для работы лучшее взять плотную белую бумагу. Ведущее место при выполнении этих упражнений имеет, конечно, кисточка. Для элементов, связанных с выполнением "зернышка", "изогнутого зернышка", тоненьких веточек и "питушиння", годится обычная акварельная кисть с тоненьким острым кончиком (если он увлажнен). Но по традиции для выполнения этих типичных, именно для петриковской росписи, мазков использовалась самодельная кошачья кисточка. Для рисования крупных элементов (лепестков цветов и листьев), выполненный обычным или переходным мазком, выбирайте акварельную кисть большего, размера.

    Изучим основные элементы петриковской росписи:

    Упражнение 1. Выполнение элемента "зернышко"

    "Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.

    Вдоль вертикальной линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.








    Далее мазки наносят под углом относительно вертикальной линии кончиком вверх, а потом - кончиком вниз, придерживаясь одинакового промежуточного расстояния между мазками кисточки. Теперь нанесите эти мазки под углом по краям вертикальной линии, располагая мазок против мазкая.

    Овладение этим упражнением приближает к изображению основных изобразительных элементов петриковской росписи.


    Упражнение 2. Выполнение элемента "изогнутое зернышко"

    "Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.

    Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.

    Дале мазки ("изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками нанаосят вдоль вертикальной линии. Протягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижатием пятки кисточки к бумаге.

    Потом мазки (изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками наносят вдоль вертикальной линии: первое изогнутое зернышко”протягивают длинее, а второе и трктье постепенно укорачивают. Из этих мазков составляют одинаковые группы. Расстояние между группами желательно делать тоже одинаковыми.


    После того, как будут освоены навыки изображения этого элемента вдоль вертикальной линии, можно переходить к его изображению по дугообрахной линии.

    Рисунок этого упражнения напоминает элемент Петриковской росписи "перистая листва" и может быть использован для создания одного из типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("маленькая волна" или "волнушка").
    Упражнение 3. Выполнение более сложных элементов росписи из "зернышек" и "изогнутых зернышек"

    Из двух мазков "изогнутое зернышко" делают полураскрытый цветок -"бутон". В рисунках используются усвоенные раньше элементы. Мазки располагают так, будто усики тянутся с одной точки, а округлые части соединяются. Надо расположить "бутоны" на одинаковом расстоянии одна от одной, обращая их усиками в противоположные стороны. Потом "бутоны" объединяются у группы из трех элементов, и каждая группа разворачивается в противоположную сторону.


    В следующем элементе мазки располагают так же, как и в предшествующем, но каждый "бутон" делают из двух больших "изогнутых зернышек" и двух меньших мазков "зернышек", которые расположены внутри. Эти элементы можно соединить тоненькой волнистой линией.



    Далее, соединяя к центру три пары "изогнутых зернышек" и "зернышек" ("бутон"), делают своеобразный цветок. Эти элементы тоже можно соединить тоненькой волнистой линией и необходимо обратить внимание на размер цветов, их цвет, расстояние между ними.



    Это упражнение приближает нас к выполнению одного из наиболее типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("хвыльки").

    Упражнение 4. Выполнение элемента "бегунок"

    Это упражнение объединяет в себе задачи предшествующих упражнений. Надо нарисовать "бегунок", который состоит из трехлепестковых цветков и "перистой листвы". Цветы, расположенные на одинаковом расстоянии один от другого (наклон цветка каждый раз изменяется), соединяют легкой волнистой линией, по краям которой располагают листочки с длинными усиками ("перистая листва").



    Далее упражнение повторяют. От предшествующей оно отличается тем, что усики любого мазка цветка направленные к его центру (чтобы цветок вышел более выразительным, его можно дополнить еще несколькими "зернышками", расположив их симметрично к центру). В этих задачах, как и в предшествующих, очень важно особое внимание свернуть на размер цветов (они должны быть почти одного размера), расстояние между ними и их цвет.



    "Бегунок" есть одним из главных элементов петриковской росписи. Он может быть использован для декоративного обрамления любого изделия.
    Упражнение 5. Выполнение рисунков листьев с помощью мазков "зернышко"

    Разнообразная форма листочков получается с помощью разносторонне направленных мазков-"зернышек". Листочки с зубчатым контуром создаются с помощью "зернышек" удлиненной формы, расположенных пяткою к середине листка. Другие листочки с волнистой линией контура воссоздаются "зернышками", усики которых тянутся от срединной линии листка.




    В этом упражнении надо обратить внимание на четкость выполнения элементов, "зернышки" должны быть почти единообразной формы.


    Упражнение 6. Рисование ромашки, майора, астры

    Новые необходимые элементы композиции создаются объединением таких разных мазков как "зернышко" и "изогнутое зернышко". Надо иметь в виду их размер, расположение и цвет. В основе цветков - "бутон", дополненный в определенном порядке мелкими и большими лепестками.


    На основе цветка "бутона" строятся также другие большие цветочные элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной, или растянутой по ширине) решают форму растительного элемента.


    Еще один вариант цветков можно сделать с помощью "зернышек", положенных колом в одних или несколько рядов. Эти полоски разрешают сделать ромашки, майоры и астры. В середине кола "зернышек" концом держателя кисточки, вымоченным в густой краске, положите кучку небольших крапинок, которая сделает рисунок более рельефным и бодрым.


    На основании этих новых растительных элементов можно выполнить свои варианты цветков. В этом упражнении особое внимание надо свернуть на постепенное создание нового мотива орнамента с помощью уже знакомых приемов.
    Упражнение 7. Выполнение грозди калины, смородины, орехов с помощью пальца

    Ягодки калины, винограда, смородины и орешки петриковцы делают кончиком пальца или палочкой. Набрав краску на кончик пальца, сделайте оттиск на бумаге. Он может быть меньшим или большей (при выполнении оттиска палочкой все отражения будут одного размера). Сделав несколько ягодок, разместите их в форме корзинки или грозди (ягодки размещают одна над одной, постепенно уменьшая их размер), потом соедините ягодки тонкими веточками. Рисунок можно дополнить волнистой листвой и тоненькими усиками, создавая таким образом новые интересные элементы.




    Пальцем можно рисовать не только ягодки, а и цветы и листья. Для того, чтобы край мазка был округлый, выполняя каждый мазок, набирают на кончик пальца краску. Для начинающих лучшее наметить на бумаге форму будущего цветка. Хорошо выглядят нарисованные пальцем цветы и листья, если предварительно закрасить намеченный контур яркой акварельной краской. Тогда цветок или листок выглядят будто подсвеченными изнутри.


    Такие веточки и цветы являются важными элементами многих более или менее сложных композиций петриковской росписи.

    Упражнение 8. Рисование листьев клена, калины, винограда, папоротника

    Это упражнение выполняется кистью большего размера (более толстой), чем предшествующие. Такую листву рисуют на основе удлиненного мазка. Середину листка рисуют удлиненным мазком, другие мазки размещают под острым углом к середине первого мазка. Кончик каждого мазка (усики) являются зубцами листочков.


    Более сложным по своему строением является листва клена и калины. Оно состоит из трех похожих частей: тризубчатой центральной верхушки и двух боковых. Эту листву начинают рисовать из центральной части, из среднего зубчика, который будет основой всего листка. По краям его прибавляют два мазка, которые соединяются снизу. Потом так же делают боковую часть листка, снова начиная из срединного зубчика. Это изображение можно оставить в одном цвете или прибавить мрачной краской тонкие прожилки.

    Еще один вариант строения листва - это лист папоротника. Строение этого листка есть такой: один центральный мазок, рядом второй, боковой и так далее.


    Это упражнение надо научиться делать так, чтобы каждый мазок был легким и непринужденным.

    В роботах петриковских мастеров, в особенности старшего поколения, привлекает внимание такая особенность: тоненькие прожилки листочков проводятся заостренным кончиком деревянного держателя кисточки, а лепестки некоторых цветков, например, астр, - щепочка или прутиком. Это делают тогда, когда нанесенная краска еще мокрая, и изображение имеет вид сплошного цветного пятна. Кисточку сразу же помещают щеточкой кверху и кончиком держателя проводят по мокрой линии прожилки, или проводят щепочкой от центра цветочного пятна несколько бороздочек-строчек, которые образовывают рисунок лепестков.
    Упражнение 9. Выполнение элемента "переходной мазок"

    Это упражнение, как и предшествующий, выполняется кистью большего размера, чем в первых упражнениях. В петриковской росписи часто встречается эффект плавного перехода одного насыщенного цвета в более светлый или наоборот. Это достигается переходным мазком. На кисточку набирают краску яркого цвета (например, зеленую), потом кончиком кисти набирают краску более светлого цвета (например, желтую). Делают первый мазок: сначала тянут светлый (желтый) усик, постепенно появляется второй оттенок (зеленый), что набирает полной силы в конце мазка. Для нового мазка весь процесс повторяют.



    Дале надо научиться делать "переходный мазок" в рисовании цветка темперными красками и гуашью. Первой на кисточку берут одну краску. Потом на кончик кисти набирают другую краску яркого цвета и ведут мазок .





    Темпера более подчеркивает переход цвета, изображение становится более выразительным и более четким. Цветы и листья могут быть разнообразной формы, их можно дополнить мазками-"зернышками" и "изогнутыми зернышками".


    В этом упражнении важно определить необходимую разреженность красок, количество краски, что надо набирать на кисть, и достичь качества "переходного мазка". Также надо обратить внимание на объединение в этой работе двух кистей: тонкой и более толстой художественной кисти.


    Упражнение 10. Объединение деталей орнамента с помощью "питушинок"

    Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое "питушиння", то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах.

    С помощью тоненькой кисточки выполним несколько тоненьких линий, которые сходятся в одной точке, потом расположим их вдоль оси симметрии в листках. Попробуем расположить вдоль стебля "травинки", "ягодки", "бутоны", "колосочки".




    Эти элементы являются дополнительными средствами для обогащения рисунка. Но они, несмотря на это, занимают сильное важное место в петриковской росписи, так как являются завершающим элементом всего произведения, придают ему легкость, живость и объемность.

    Источник: http://www.nogtiki.com
    Категория: Роспись ногтей | Добавил: Людмила (19.05.2011)
    Просмотров: 18151 | Комментарии: 6 | Теги: уроки петриковской росписи, Роспись ногтей | Рейтинг: 4.0/5
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный хостинг uCoz