Для изготовления искусственных драгоценных камней нужны стеклянные плавни, дающие так называемые "стразы" - составляющих основу драгоценных камней.
Основные материалы:
а) горный хрусталь, истолченный в порошок;
б) бура или любая натровая соль;
в) селитра калиевая;
г) углекислый свинец (белила);
д) сурик свинцовый;
е) окись металла, которым окрашивается плавень.
Эти составные части (каждый отдельно) толкутся в порошок, просеиваются сквозь частое сито, помещаются в плавильный тигель покрытый глиняной крышкой и сплавляются в общую массу длительным, но осторожным накаливанием (лучше это делать в муфельной печи). Полученное стекло медленно охлаждают, чтобы не появлялись трещины. Необходимые изделия выделывают отливкой в формах или шлифовкой отколотых кусков.
Еще одним важным компонентом является желатиновый состав: размягчают в воде 70 г желатина, затем растапливают его в водяной бане и прибавляют 7 г глицерина, перемешивают и оставляют массу на некоторое время для осаждения примесей.
Аквамарин. Толкут и сплавляют 36 горного хрусталя, 12 соды, 11 1/4 буры, 7 1/2 сурика, 3 3/4 селитры, 1/2 окиси железа, 1/8 углекислой меди. Вместо медной соли можно прибавить 1/10 углекислого кобальта.
Аметист. 1 вес.ч. перекиси марганца, 1 вес.ч. окиси кобальта и немного кассиевого пурпура. Основные компоненты те же.
Авантюрин с золотистым блеском. На стеклянную доску выливают желатиновый слой, дают высохнуть. Затем на частое проволочное сито кладут мишурное листовое золото и трут щетинной кистью через сито на желатин. Эти блестки прилипают и лежат пока желатин подсохнет. Затем на желатин наливают раствор (колькотар и цинковые белила). Затем пластину высушивают в сушильной камере и снимают со стекла.
Авантюрин с медно-красным блеском. Вместо золота используют медную фольгу.
Авантюрин с серебристым или бутылочно-зеленым блеском. Просеивают тонкоизмельченную слюду нужного оттенка. Остальные действия те же.
Бирюза. 1 окиси олова, 1 окиси меди, 1 окиси кобальта, 0,25 перекиси марганца. Основные компоненты те же.
Гранат. Толкут и сплавляют 37 1/2 горного хрусталя, 11 1/4 соды, 8 1/2 буры, 5 1/2 сурика, 1/4 сернокислого марганца, 1/5 окиси железа.
Изумруд. Толкут и сплавляют 36 горного хрусталя, 22,5 соды, 7,5 буры, 7,5 сурика, 3 3/4 селитры, 1 1/4 окиси железа, 2/3 углекислой меди.
Или: 36 горного хрусталя, 12 соды, 7,5 буры, 7,5 сурика, 2,5 селитры, 1/10 углекислого кобальта, 2,3 углекислого хрома.
Кораллы красные. 1 окиси олова, 1 сернистой меди, 0,5 окиси железа.
Ляпис-лазурь. Стеклянную доску покрывают слоем желатина, дают высохнуть. Затем наносят отрывистыми ударами или брызгами волосяной кисти ярко-желтую (золотистую) бронзу в форме точек и расплывчатых крапинок. Затем приготовляют глицериново-клеевой раствор, окрашенный в слабо-голубоватый цвет анилиновым красителем с примесью синего ультрамарина. Этот клеевой раствор держат все время горячим на водяной бане и часто помешивают. Наносят его кистью на желатиновый слой передавая точный рисунок ляпис-лазури; места которые должны быть темно-синими, покрывают вторично. После разрисовки, пластину обливают клеевым раствором с ультрамарином и цинковыми белилами. Затем сушат и снимают с пластины.
Лазуревый камень. Толкут и сплавляют 22 1/2 горного хрусталя, 7 1/2 соды, 5 1/2 буры, 1 1/2 селитры, 3 3/4 пережженных добела костей, 1/8 углекислого кобальта.
Малахит. Применяют клеевые растворы, к которым примешивают зеленое красящее вещество (зеленый ультрамарин или хромовую зелень). Чтобы получить 3-4-5 различных оттенков зеленого цвета, к основной клеевой массе, которую наливают на стеклянные пластины, прибавляют сначала незначительное количество красящего вещества, придающего лишь светлый зеленый оттенок. Затем наливают через воронку с узким отверстием различно окрашенные клеевые массы и воспроизводят посредством гребня зубья которого имеют неодинаковую толщину и отстоят друг от друга на разных расстояниях, рисунки похожие на естественный малахит. Затем пластину покрывают желатиновым покрытием и отделяют от стекла.
Опал. Толкут и сплавляют 37 1/2 горного хрусталя, 11 1/4 соды, 5 1/2 сурика, 1 селитры, 5 1/2 пережженных добела костей, 1/8 хлористого серебра.
Рубин. Толкут и сплавляют 24 горного хрусталя, 12 соды, 11 1/4 буры, 11 1/4 сурика, 5,5 селитры, 1 кассиевого пурпура, 0,5 сернистой сурьмы.
Или: 24 горного хрусталя, 6 1/4 буры, 2,5 селитры, 1 кассиевого пурпура, 3 3/4 нашатыря ( в порошке )
.
Сапфир. Толкут и сплавляют 36 горного хрусталя, 22 1/2 соды, 7 1/2 сурика, 3 3/4 селитры, 1/3 углекислого кобальта; или 24 горного хрусталя, 12 соды, 5 1/2 сурика, 1 1/4 селитры, 1 1/4 углекислой меди.
Турмалин красновато-коричневого цвета. Толкут и сплавляют 36 горного хрусталя, 12 соды, 11 1/4 буры, 5,5 сурика, 5,5 селитры, 0,5 окиси никеля.
Турмалин от луковично-зеленого до голубого цвета. 22,5 горного хрусталя, 48 стекла, 22,5 сурика, 12 буры, 2,5 селитры, 1/10 углекислого кобальта.
Топаз. К основным компонентам прибавляют хлористое серебро или сурьмяное стекло и кассиевый пурпур.
Хризолит. Толкут и сплавляют 22,5 горного хрусталя, 22,5 соды, 5 3/4 буры, 3 3/4 селитры, 1,8 сернокислого марганца.
Хризопрас. Толкут и сплавляют 36 горного хрусталя, 12 соды, 11 1/4 буры, 7,5 сурика, 1 1/4 селитры, 7,5 пережженных добела костей, 1/8 углекислой меди, 1/4 окиси железа, 0,5 углекислого хрома. Светлые оттенки можно получить, употребляя только 1/4 окисей трех металлов (меди, железа и хрома).
Янтарь. 1 скипидарной смолы, 2 шеллака, 1 белой канифоли. Эти части сплавляют вместе в жестяном сосуде (с двойными стенками которые заполняются маслом для достижения равномерной температуры). Сперва расплавляется скипидарная смола, а затем добавляется шеллак. Когда масса сделается почти прозрачной прибавляют растопленную в отдельном сосуде канифоль. Смотря по цвету шеллака, окраска массы варьирует от коричневого до лимонно-желтого цвета. Готовую жидкую массу выливают в формы и шлифуют.
Напоминаю! Для имитации многих драгоценных камней используют плавку основных неорганических компонентов, а затем их окраску.
Основные компоненты:
1 вариант: 300 весовых частей чистого кварцевого песка, 562 вес.ч. чистых свинцовых белил, 105 вес.ч. очищенного поташа, 30 вес.ч. буры, 1 вес.ч. мышьяка.
2 вариант: 338 в.ч. измельченного горного хрусталя, 520 в.ч. сурика, 180 в.ч. поташа, 23 в.ч. буры, 1 в.ч. мышьяка. Плавку этих смесей проводят выше указанным методом или в гессенских тиглях, для придания цвета соответствующего камня добавляют соответствующего цвета препараты.
Изготовление искусственного янтаря для сувенирных и ювелирных изделий
Предлагаю в качестве небольшого домашнего бизнеса рассмотреть идею изготовления в домашних условиях искусственного янтаря. Конечно, такой янтарь не будет дорого стоить, но в свою очередь и себестоимость его производства не сильно велика. Применять искусственный янтарь можно, как для изготовления ювелирных изделий, так и для изготовления разнообразной сувенирной продукции. Вполне возможно, что многие найдут для себя достойное применение такого янтаря и в других отраслях бизнеса.
Конечно, самым главным вопросом будет – Как изготовить искусственный янтарь? Но это не очень сложно и доступно практически каждому. Предлагаю один хороший способ изготовления.
Масса имеет вид натурального янтаря, но не обладает его твердостью. Масса состоит из 1 в.ч. скипидарной смолы, 2 в.ч. шеллака и 1 в.ч. белой канифоли. Все эти части осторожно сплавляются вместе. В жестяном сосуде, двойные стенки которого заполнены маслом для достижения равномерной температуры, расплавляется скипидарная смола, а затем прибавляется шеллак. Шеллак постепенно размягчается и соединяется со скипидаром в непрозрачную, белую, густую массу, которая после некоторого времени становится все жиже и прозрачнее. Когда масса сделается почти прозрачной, то прибавляют растопленную в отдельном сосуде канифоль. Через короткое время масса становится совсем прозрачной, жидкой и готова к отливке или прессованию всяких предметов, изготовляемых обычно из натурального янтаря.
Смотря по цвету шеллака, окраска массы варьирует от коричневого до лимонно-желтого цвета. Лимонно-желтую массу можно нагреванием сделать темнее. Если увеличить количество скипидарной смолы, то масса получится жиже и после охлаждения мягче и менее ломкой. От увеличения пропорции шеллака масса, наоборот, делается гуще, тверже и более хрупкой. Увеличение пропорции канифоли тоже влечет за собой ломкость. Массу можно полировать и лакировать. При нагревании она становится пластичной, а при дальнейшем нагревании расплавляется. К воде масса нечувствительна, но в спирту растворяется.
Как отличить – янтарь или пластмасса
Пластмассовые бусы из полиэфирной или эпоксидной смолы можно отличить от янтарных не только по внешнему виду. Пластмассовые тяжелее янтарных, поскольку плотности этих материалов сильно различаются: 1,7-1,9 г/куб.см и 1,05-1,2 г/куб.см. Кроме того янтарь легче и быстрее электризуется, он теплее на ощупь. Можно соскоблить немного материала и поджечь его. Запах горелого янтаря близок к запаху ладана и канифоли.
Что же такое янтарь по химическому составу? Это термореактивная ископаемая смола типа полиэфира.
Искусственный жемчуг и изготовление жемчужных бус
Изготовление жемчужной эссенции. Чешую серебристо-блестящих рыб (уклейки, белорыбицы, воблы, белуги и т.д.) снимают следя за целостностью снимающегося слоя чешуек. Помещают чешую в широкую (фаянсовую, фарфоровую, керамическую) посуду, наливают чистую воду и дают чешуе размокнуть в течении часа. При этом осторожно (чтобы не стереть серебристый слой) обрабатывают руками удаляя грязь. Потом при помощи деревянной колотушки оттирают серебристый слой от чешуек (около 15-20 минут). Затем чешую процеживают через ткань или сито. Чешуя остается на ткани. Ее вторично промывают водой до полного отделения серебристого вещества. Промываемой воде дают осесть в течении 24 часов. Осадок помещают в бутыль, наполняют чистой водой взбалтывают, дают массе осесть, сливают воду, добавляют дистиллированную воду и несколько капель нашатырного спирта (он предохраняет от гниения).
Изготовление жемчужных бус. 100 г бесцветного желатина заливают водой и дают разбухнуть (12 часов). Сливают воду и распускают желатин на водяной бане. К этой массе добавляют при медленном помешивании жемчужную эссенцию, следя, чтобы не было пены. Количество жемчужной эссенции - по усмотрению.
Шарики (бусы) нанизывают на нитки и опускают в приготовленный раствор. Для придания большей прочности жемчужному слою, поверхность бус обрабатывают формальдегидом, или квасцами, или хромовой кислотой.
Автор: Патлах В.В. г.Пенза, 1995 г
скачано с
|