1) Делегирование – необходимое условие развития малого бизнеса
Делегирование – это передача ваших обязанностей персоналу. Для успешного развития малого бизнеса чрезвычайно важно делегировать функции производства и продажи. Если вы являетесь главным производителем или главным продавцом услуг или товаров в фирме, то развитие фирмы ограниченно вашей работоспособностью. В сутках всего 24 часа. Проводить 2 деловые встречи одновременно вы не сможете.
Поэтому необходимо максимально освободить себя от этих обязанностей. Когда вы это сделаете, текущая прибыль, вероятно, снизится, зато появится огромный потенциал развития бизнеса и время, чтобы вплотную им заняться.
Однако необходимо осторожно выбирать какие функции делегировать. Мы живем в не идеальном мире и, скорее всего, делегировать все не удастся. С некоторыми обязанностями это делать просто опасно, потому что вы теряете контроль над фирмой, а другой человек его получает. В целях безопасности некоторые функции лучше разбить на составляющие и назначить разных людей на выполнение каждой из них. Например, проводить с поставщиками переговоры и принимать решение о закупке должны разные люди, чтобы уменьшить вероятность коммерческого подкупа.
Процесс делегирования можно сильно упростить, если пересмотреть организацию бизнес процессов и снизить количество функций. После этого функции нужно максимально формализовать для того, чтобы их исполнение не зависело от конкретного работника. Так же имеет смысл сделать делегируемые обязанности слегка перекрывающими друг друга, чтобы случайная ошибка одного из сотрудников не оказала слишком пагубного влияния на результат.
2) Применение принципа Парето (принципа 80/20) в развитии бизнеса
Принцип Парето – это эмпирическое правило, говорящее, что 20% усилий приносят 80% результата, а остальные 80% усилий приносят только 20% результата. Это дает разницу в эффективности в 16 (шестнадцать) раз. Если вам удастся применить принцип Парето к своей фирме, то это позволит ей сделать рывок в развитии.
Принцип Парето очень универсален и он более-менее справедлив для всех областей бизнеса: 20% сотрудников делают 80% работы, 20% клиентов приносят 80% денег, 20% товаров дают 80% прибыли и так далее. Тщательно проанализируйте свой бизнес и сосредоточьте усилия и ресурсы на более выгодных операциях.
Обратите внимание на услуги, которые предоставлять легче всего. Проигрывают ли они в прибыльности если учесть то, что им не требуется дорогостоящий высококвалифицированный персонал, долгое обучение и узкая специализация сотрудников?
Принцип Парето можно так же применить для снижения затрат. Определите, на что уходит больше всего денег. Это далеко не всегда возможно, но постарайтесь снизить потребление наиболее затратных товаров и услуг или договориться о других условиях их покупки.
3) Улучшение качества товаров и услуг
Улучшать качество товаров и услуг – вовсе не обязательное условие для развития малого бизнеса. Более того, это часто просто невозможно (например, если вы не занимаетесь производством). Но всегда можно повысить качество обслуживания клиентов. Это никогда не идет во вред.
Увеличение качества услуг или товаров (если вы их производите) не обязательно ведет к повышению себестоимости. Можно сохранить на прежнем уровне и цену товара или услуги и норму прибыли, при этом повысив качество. Достигнуть этого можно следующим образом. При росте объемов сбыта растет производство товаров или услуг и обычно падает себестоимость. Так вот, вместо того, чтобы радоваться повышению нормы прибыли или снижать цену, нужно поддерживать ее на прежнем уровне, закупая, к примеру, более качественные детали.
Если вы предоставляете услуги, вам может помочь введение зависимости оплаты труда от качества работы. Для этого необходимо выработать точные критерии качества услуг и донести их до сотрудников. Каждый из них должен знать свою зону ответственности и размер премии за качество.
Не всегда то, что кажется вам улучшением качества, понравится вашим клиентам. Поэтому имеет смысл опробовать нововведения на нескольких клиентах перед тем, как вводить его повсеместно.
3) Покупка конкурента
Покупка конкурента – весьма рискованный шаг. Он может стать как катализатором вашего успеха, так и якорем, который будет тянуть вас вниз. Необходимо покупать компанию, которая поможет либо расширить сбыт, либо облегчит производство. Покупка фирмы только на том основании, что она прибыльна, не просто не решит проблему развития бизнеса, а даже усугубит ее, ведь развивать придется 2 бизнеса, а не один.
Проблемы с персоналом, высокая цена юридических услуг, большие затраты времени и внимания, возможные убытки – это большая цена. Удостоверьтесь, что получаете значительную пользу от покупаемой фирмы перед тем, как заключить сделку.
4) Увеличение сбыта
Невозможно развивать малый бизнес, не увеличивая объем сбыта продукции или услуг. Его можно увеличить с помощью маркетинга, стратегического партнерства, выхода на новый рынок и расширения ассортимента.
Маркетинг
Пожалуй, нет универсального совета, который помог бы каждому развивать малый бизнес с помощью маркетинга. Вот 3 очень общих рекомендаций:
Привлекайте внимание, выделяйтесь из толпы
Применяйте разные средства маркетинга для разных клиентов
Определите, какая реклама окупается, и увеличивайте ее количество
Стратегическое партнерство
Контракт с крупным продавцом ваших товаров и услуг сильно поможет развитию фирмы. Из-за большого объема продаж цену, вероятно, придется снизить, но это окупится. Главное – не продавать по цене, близкой к себестоимости. Норма прибыли может быть небольшой, но она должна превышать какое-то минимальное значение.
Выход на новый рынок
Прекрасно, если вы сможете найти новый рынок сбыта для существующего товара или услуги. Можно открыть филиал фирмы в другом регионе или начать продажу товара по всей стране через Интернет. Идеальный вариант – придумать принципиально новое применение товару и начать его продавать новым клиентам.
Расширение ассортимента
Продажа сопутствующих товаров и услуг – хороший способ развития малого бизнеса. Не нужно тратить деньги на рекламу, проводить больше встреч и искать новых клиентов. Достаточно просто предложить существующим сопутствующие товары вместе с основным.
5) Снижение цен на товары и услуги
Снижение цен на услуги может серьезно помочь в привлечении многих новых клиентов, объем сделок возрастет, себестоимость одной единицы товара снизится, что в свою очередь позволит вам вернуться к норме прибыли до снижения цен.
Не обязательно делать одну цену на все случаи жизни. К примеру, можно назначить разную цену за одну и ту же услугу в зависимости от срока ее исполнения или от факта приобретения вместе с ней других услуг в вашей компании.
Можно снизит цену на основной товар или услугу и оставить прежними или слегка повысить цены на сопутствующие товары или услуги. Это распространенная схема бизнеса, применяемая, к примеру, компанией Gillette.
Для того, чтобы цена на ваши товары/услуги выделялась в сводном прайсе, можно сделать цифру запоминающейся, например, состоящей из одной повторяющейся цифры или пар повторяющихся цифр: 777 рублей, 1616 рублей.
6) Открытие производства
Открытие производства – хорошая возможность для развития малого бизнеса, если сбыт уже налажен. Фактически вы ничем не рискуете, а просто повышаете свою норму прибыли. Ее можно использовать для уменьшения цены, повышения качества товара, маркетинга. Можно так же положить ее себе в карман, но это не очень хорошо скажется на дальнейшем развитии бизнеса.
Открытие производства требует затрат. Имеет смысл их нести, если повышение прибыли будет значительным и позволит окупить затраты за короткий срок.
Перед открытием производства необходимо удостовериться, что вы можете производить товар как минимум того же качества, как тот, который сейчас продаете. Иначе начав продавать произведенное вами, вы потеряете клиентов.
Если нет возможности или желания открывать свое производство, а норму прибыли увеличить хочется, можно начать покупать товар бОльшими партиями с большей скидкой. К сожалению, это возможно не всегда: нужен склад большей площади, товар не должен быть скоропортящимся и т.д.
|